Яков Цвиркунов уже в
течении многих лет является гитаристом известной питерской панк-группы
"Король и Шут", отметившей недавно круглую дату - коллективу исполнилось
10 лет. В эксклюзивном интервью, данным Яковом специально для "GUITAR
STUDIO", вы сможете найти ответы практически на все вопросы, касающиеся
использования гитары в панк-роке.
- Когда ты стал серьезно увлекатся
гитарой? - Я считаю, что очень поздно - в 18
лет. Это случилось после первого курса Финансово-Экономического института,
который я окончил. Я ездил в стройотряд и там от нечего делать начал
осваивать гитару... Выучил аккорды Am, Dm и т.п. После приезда в Питер я
увлекся гитарой настолько, что пошел к преподавателю - Смирнову Александру
Николаевичу. Мне понравилось, что он сразу делал упор на изучении именно
электрогитарной игры, со всеми современными приемами и "фишками". Я
занимался у него около трех лет, но потом ушел... В основном из-за
нехватки времени. После чего стал заниматься самостоятельно.
- Думал ли ты тогда, что гитара
станет твоей профессией? - Вообще никогда не
мог предположить! Первоначально увлечение гитарой было на уровне какого-то
веселья - было здорово поиграть в группе, выступить в клубе "Там-Там". В
то время я в течение года или полутора играл в группе "Аусвайс".
- А что вы играли?
- Играли тяжелую агрессивную музыку, что-то типа тяжелого
панка, но что именно - сказать сложно, стиль до конца еще не был оформлен.
Затем меня пригласили в группу "Король и Шут". Я какое-то время совмещал
игру в обоих коллективах, а затем "Аусвайс" тихо прекратил свое
существование.
- Как ты учился
играть на гитаре - по каким-то видеошколам или "снимал" с
записей? - В общем-то, да, снимал разные
гитарные партии, но не очень много. В основном, мое обучение происходило
на репетициях. Во время игры что-то придумывается, что-то мне показывали
другие... От всех понемногу нахватаешься и дальше уже идешь с этим
багажом. Огромную пользу приносили концерты. Для меня сейчас на первом
месте стоит не техничность или скорость исполнения, а, скорее, умение
управлять звуком в различных концертных условиях, потому что нужно не
удивлять техникой, а делать качественный звук и подачу. То есть, меня
больше всего интересует именно концертное применение гитарной игры.
- В каком году образовалась
группа "Король и Шут" и с кого она начала формироваться?
- Это было уже давно - ведь сейчас мы десятилетие
отпраздновали. Прошло десять лет с того момента, как встретились
основатели группы - Горшок, Поручик, Балу и начали вместе репетировать.
- А Князь потом уже
пришел? - Да, он, по-моему, года через два
пришел. Я же пришел где-то лет шесть назад и примерно с этого же времени
группа резко пошла вверх. Не в том смысле, что из-за моего прихода
(смеется), а просто так совпало, что в это же время начались какие-то
движения в сторону серьезной работы.
- Как же вы добились успеха?
- Мы, по всей видимости, были последней группой, которая
добилась популярности старым способом, то есть, начиная играть от
маленького зала - к большому, пробивая все своим лбом. Смотри, сколько
времени мы работаем, и только вот сейчас собрали в Москве стадион.
- А сейчас таким способом
добиться успеха нереально? - Мне кажется, что
нереально. Теперь музыкальный рынок очень сильно ориентирован на
телевидение и радио, а без них очень сложно сделать так, чтобы тебя
заметили. Сейчас клубная система просто отсутствует. Ведь смотри, что у
нас в Питере было раньше - клуб "Там-Там", куча народу, веселье. В клубы
народу ходило очень много, и они внимательно следили за событиями,
происходящими там. По-моему, сейчас нет ни одного клуба, работающего
нормально, кроме, быть может, "Полигона". Правда, в клубах я очень давно
не был.
- Ты, наверное, имеешь
в виду именно рок-клубы? - Да, именно
рок-клубы. Где может выступить любая молодая команда, неважно - за ящик
пива или просто так.
- Музыка
группы "Король и Шут", в основном, Горшка? -
Почему? Много песен пишет Князь, и музыку, и слова. А Горшок пишет, в
основном, музыку. Приходят Князь с Горшком на "точку" с аккордами,
показывают... А потом вся группа начинает работать над ней.
- То есть аранжировка
происходит стандартным рокерским репетиционным методом?
- Да. Бывает так, что ничего не получается, тогда
откладываем песню на следующий раз. А бывает так, что начали дебоширить,
веселиться, играть полнейшую ерунду, а песня становится интересной,
популярной...
- Играешь ли ты
еще с кем-нибудь, кроме как с "Король и шут"? Может, у тебя есть сольные
проекты? - Нет... То есть, конечно, мне хочется
еще с кем-нибудь поиграть для души. Не для того, чтобы сделать именно свой
сольный проект "для галочки" (я не считаю себя готовым к этому), у меня
сейчас просто нет столько интересного музыкального материала... Если у
меня когда-нибудь появится готовность сделать сольный проект, то я этим
займусь.
- А какая музыка это
будет? - Это будет достаточно тяжелая музыка.
Не "металл", конечно, но что-то типа "Короля и Шута" и тому подобных
групп.
- А вокал? Ты
поешь? - Нет, сам я не пою. На бэк-вокал еще
гожусь, но по большому счету, петь я не умею.
- Какая гитара у тебя была первая?
- Электрическая или "акустика"?
- Ну, вообще первая...
- Первая, разумеется, была "акустика",
Ленинградского завода, с пластмассовой задней декой.
- Это гитара такого черного цвета?
- Да-да, черная... Не строила ужасно, просто в хлам. Мне
ее покупал приятель, говорит - я тебе выберу шикарную гитару. Выбрал!
Спасибо ему большое! Я с ней так мучился! Она строила только в одной
позиции, то есть нельзя было другой аккорд взять... Два аккорда строит,
третий - нет. Потом я купил себе за 80 рублей - как сейчас помню - гитару
"Эльгита". Это как "Музима", очень похоже, только чуть другая. Я играл на
ней два или три года. Поставил на нее "злобные" хамбакеры, обклеил
черепами и с огромным удовольствием на ней играл.
- Это было еще до "Короля и Шута"?
- Да... Хотя нет, в "Короле и Шуте" я на ней еще немножко
поиграл. Потом я ее продал и купил себе другую гитару. Это была гитара
такого же невысокого качества, только сделанная в Корее - фирмы Cherry.
Причем купил я ее в магазине за бешеные деньги, отдал за нее 350 долларов!
- Ну, по тем временам,
наверное, так она и стоила... - Я ее мог купить
в другом месте за 213 долларов! Когда я узнал, я рвал на себе волосы. Меня
просто развели, как последнего лоха! Но, в принципе, я таким музыкантом и
был (смеется). Я тогда просто пришел в магазин и сказал - "хочу купить!".
- Эта гитара была
"стратокастером"? - Да, это был "страт"...
заводился безбожно. Я пытался экспериментировать, заменять датчики, но это
несильно помогло. Хотя я благодарен этой гитаре за то, что она мне дала
бесценный опыт по борьбе с "заводкой" на сцене. Я запихивал под деку
большое количество ваты, затем использовал параметрический эквалайзер для
уменьшения уровня частоты "заводки"... Gain приходилось, к сожалению,
убирать... А еще надо было успевать вертеться на сцене.
- Как ты относишься к заказным
инструментам? - Ты знаешь... Я боюсь
кого-нибудь обидеть, но я еще не встречал хорошей заказной гитары. Если я
встречу такую заказную гитару, которая меня поразит, то тогда я изменю
свое мнение.
- Вообще-то
говорят, что у нас есть мастера, которые делают такие гитары.
- Ты лично сам видел?
- Нет... - Ну вот и я
тоже... Хотя мне очень хотелось бы найти такую мастеровую гитару, которая
меня поразит. Я даже с удовольствием ее куплю. Потому что если мастер
делает гитару лучше, чем Gibson или Fender, то такого человека надо
поддерживать и покупать его инструменты.
- А почему ты решил купить Gibson SG?
- Всю жизнь хотел Gibson... неважно, Les Paul или SG. Это
у меня была идея-фикс. Я всегда думал - вот когда я стану большим и
крутым, куплю себе Gibson, но это будет не скоро. И вот, когда случайно
появились шальные деньги, я пошел в Москве в "Петрошоп" вместе с нашим
басистом Балу... Балу сразу купил себе Rickenbecker, а я стал слушать все
"гибсоны", которые там были. Причем я выглядел тогда не лучшим образом -
курточка рублей за 400, Балу тоже был в косухе драной... То есть, как
покупатели, мы не произвели на продавцов никакого впечатления. С огромным
трудом мы их убедили, что нам необходимо послушать все эти гитары. Больше
всего мне понравилась вот эта "эсгэшка". Уже потом я нашел в магазине
хороший Les Paul, но о покупке SG нисколько не жалею.
- А "машинами" ты не пользуешься?
- Нет. Ты знаешь, "машина" меня расстраивает тем, что на
концертах могут быть проблемы. Вот на вашем сайте я читал интервью с
Холстининым из "Арии", так он сказал совершенно правильную вещь. Если на
концерте одна струна, не дай бог, порвется, то заменять ее - целая
история. Мало того, что весь строй мгновенно поползет, так еще и эта
замена отнимет кучу времени. А у меня бывает так, что в середине песни
струна рвется, и я до конца песни ее успеваю уже заменить.
- Еще какую-нибудь гитару хотел
бы приобрести? - Да, хотел бы. Вот давай так -
к примеру, у меня есть много денег, и я могу купить то, что мне
необходимо. Тогда я купил бы хорошую акустическую гитару, хорошую
"полуакустику" - Gibson или, может быть, Epiphone - для блюзовых дел, и
все-таки еще Gibson Les Paul.
-
То есть, все-таки Les Paul? - Все-таки Les Paul
(смеется)!
- А
"страт"? - А "страт" у меня есть. Он очень
интересный, 1985 года, "японец". Эта модель выпускалась ограниченное
время, у нее литая "фендеровская" "машинка" с микроподстрйкой. Дерево
очень звонкое. У меня там стоит хамбакер Seymour Duncan, который я сам
устанавливал.
- А на SG будешь
датчики менять? - Нет, на Gibson я не вижу
смысла менять датчики.
- Какие
струны тебе больше нравятся? - Я пользуюсь
струнами D'Addario, размер 0.011-0.052. Раньше использовал 0.009-0.046 и
более часто 0.010-0.046, но теперь решил перейти на более толстые. Они
как-то "злее" и плотнее звучат.
- Бенды делаешь? -
Обязательно! Первые три струны у меня постоянно используются с
"подтяжками". Что касается еще более толстых комплектов, то в них третья
струна - в оплетке, ее просто не вытянуть. То есть, я беру себе
максимально толстые струны без оплетки на третьей струне.
- Важна ли, по твоему мнению, техника исполнения
в той музыке, которую вы играете? - Конечно! В
последнее время мы стали уделять этому очень большое внимание и делать
упор именно на качество исполнения. В старых альбомах действительно
гитарные партии ничего особенного собой не представляли. Думаю, что сейчас
тот человек, который сходит на наш концерт, очень сильно удивится -
настолько серьезное отношение к гитарным партиям у нас появилось. Мы даже
взяли второго гитариста, очень техничного и интересного в музыкальном
плане парня. Его зовут Александр Леонтьев, он бывший солист группы
"Кукрыниксы", которая сейчас распалась... Так что наши
гитарные партии в настоящее время достаточно сложны в рамках той музыки,
которую исполняет "Король и Шут".
- Почему ты не используешь тэппинг?
- Пока это просто не нужно, наша стилистика не требует
этого.
- Можно ли выразить себя
как гитарист в панк-роке? - Однозначно - да!
Раньше я думал, что нельзя, но тогда у меня были несколько другие задачи -
надо было учиться очень точно играть все панковские "фишки". После учебы у
Александра Николаевича Смирнова я научился очень многим приемам,
характерным для "металла", классического рока... А когда стал играть в
группе, понял, что все это лично мне просто не нужно. Все совсем
по-другому и совсем не так. Пришлось переучиваться года два-три. В моем
случае очень важно звукоизвлечение. Большую роль играет не столько
скорость и техника, сколько манера и подача игры. Раньше мной это
недооценивалось, я считал, что главное - больше "поливать". Конечно,
"поливать" и сейчас хочется, однако уже не так, как раньше. Можно взять
просто два аккорда, а звучать они будут "вкусно", и в зале их будет
приятно слушать.
- Понятно...
Теперь я позволю себе процитировать письмо. "Яша, ты вроде пользуешься
процессором Boss GT-3. Скажи, пожалуйста, какими эффектами (входящими в
состав процессора) ты пользовался при записи последнего альбома "Герои и Злодеи" а также как ты добился того дисторшна, который звучит на
альбоме?" - Отвечаю. Процессор не использовался
вообще! Кроме того, у меня был Boss ME-8, а не GT-3. На альбоме
"Герои и
Злодеи" все сделано очень просто. Мы записывались на "Добролете". Я
"прогонял" гитару через комбик Marshall JCM800. Это 100-ваттный комбик,
полностью ламповый, все ручки были повернуты вправо до упора...
- Как, вообще все?!
- Да, все ручки вправо! И ручка громкости тоже. Еще я
перед комбиком прогонял гитару через какой-то прибор (не помню, какой),
который просто увеличивал гитарный сигнал по уровню, чтобы комбик
перегрузился еще больше. Причем перед записью я прогревал Marshall по
часу, так как прогретый он звучал гораздо мощнее. Вот такой звук на
альбоме и присутствует. А процессор... Он там не использовался, потому что
звук после него тут же портился, а что касается его эффектов, то у них
такое качество, что лучше вообще не записываться. На студии есть хорошие
фирменные приборы обработки, которые и использовались при записи.
- А на концерте?
- А на концерте я играл до самого последнего времени на
Boss ME-8. В общем-то, звучал он для сцены довольно пристойно. На самом
деле я очень благодарен этому процессору - он на редкость надежный и
удобный. Конечно, я из этого процессора давно "вырос", но на что-нибудь
новое у меня не было средств. Зато теперь вот обзавелся Mesa/Boogie
TriAxis, ламповым программируемым предусилителем, который меня очень
радует.
- И какая цепочка
эффектов у тебя на концерте теперь? - Гитара у
меня идет прямо в TriAxis. TriAxis у меня использует в качестве процессора
эффектов Korg PX3 Pandora, который включен в петлю. Его я применяю тогда,
когда на пульте нет нормальной обработки. Если на пульте есть хорошая
обработка, то звукорежиссер сам управляет эффектами. Я же использую в Korg
Pandora только небольшой дилэй. Конечно, Pandora - это процессор
невысокого класса, но я планирую взять себе Alesis Quadraverb и
использовать ее вместе с TriAxis. Затем TriAxis я включаю прямо в комбик
(либо в "оконечник"). Лично я предпочитаю Marshall JСM900, стоваттный
комбоусилитель, либо его аналоги по мощности и качеству. Одновременно с
линейного выхода TriAxis сигнал идет в пульт, микшируется, и на выходе
получается очень насыщенный по всем частотам звук. TriAxis'ом же, который
является полностью "мидийным" прибором, я управляю с помощью напольного
MIDI-контроллера Roland GFC-50. Очень удобно.
- То есть пока разочарования от TriAxis не
наступило? - Нет, он очень нравится! Есть в нем
некоторые недостатки, но совсем небольшие. Например, при переключении с
одного типа перегрузки на другой, в некоторых случаях возникает некоторое
снижение уровня атаки, звук как бы чуть-чуть выплывает: Но это практически
незаметно. А вообще, я до конца еще в нем не разобрался. Может быть, можно
найти такие комбинации переключения программ, когда эти потери в атаке
минимальны или вовсе отсутствуют.
- А еще я вижу у тебя радиосистему...
- Да, у меня радиосистема Shure серии LX, практически
безотказная. Только один раз было так, что радиомикрофон на сцене работал
на той же частоте, что и мой передатчик, и звук от микрофона начал
перегружаться через комб. Я ничего не могу понять - свист на сцене стоит
дикий, я гитару выключил, а толку никакого. В панике пришлось разбираться,
в чем дело. Поскольку у меня частота фиксированная, я просто выключил
микрофон.
- Скажи, вы все свои
альбомы стараетесь писать на аналоговых студиях?
- У нас был записан на цифровой студии только один альбом.
Это был альбом
"Король и Шут"
(1996). Он записывался на студии ДДТ, и не на Studer, а на ADAT'ы. А
"Акустический
альбом" (1999) записывался вообще на "Мелодии" на "аналог", потом
скидывался на компьютер, и там сводился. Я занимался вместе с Пашей
Сажиновым сведением в течение года. Это был мой первый опыт
звукорежиссуры, и я очень много из него почерпнул. Песни сводил полностью
от начала и до конца. Не знаю уж, как получилось, наверное, не очень
хорошо.
- Это ты все делал еще
на том самом компьютере, который у тебя впоследствии украли?
- Да-да, это тот самый компьютер: Его украли вместе со
всем альбомом. Слава Богу, только за день до этого я скинул все песни на
"болванку" и положил ее в стопочку: Все украли, а "болванка" осталась.
- С ума сойти!
- Да уж. Ведь иначе альбом просто пришлось бы
перезаписывать.
- А у тебя
какая на компьютере звуковая карта стояла, напомни: Audiomedia?
- У меня была CardD Plus. Но в принципе, смысла в ней не
было. Я тогда выложил за нее кучу денег, а на самом деле покупать ее было
незачем. Карта нужна была только для мониторинга, тут сгодился бы и SB
Live... Видишь, это я теперь уже все знаю
(смеется).
- Что из музыки слушаешь на
досуге? - Ну-у-у: Это очень большой список
команд. Начиная от Metallica, AC/DC, Megadeth, Guano Apes и множества
других тяжелых команд и заканчивая более легкими U2, Depeche Mode, Sting,
Radiohead, Короче, много всего. Я люблю западную гитарную музыку, где
гитара записана очень хорошо. Есть такая английская группа Toad, мне
подарили ее компакт-диск. Я сам раньше эту группу никогда в жизни не
слышал, но мне очень понравилось звучание гитары.
- Ясно... А теперь я опять зачитываю письма. "Вы
не были в городе Мурманске. В этом городе есть желающие посетить концерт
группы "Король и шут". Но нет возможности сделать это в другом городе".
Так вы будете в Мурманске? - Мы должны были
играть в Мурманске, но, к сожалению, у нас в этот день был концерт в
Питере. Мы с удовольствием приедем в Мурманск, но это не зависит от нас,
хотим мы того или нет. Просто, если нас куда-то зовут, то мы туда и едем.
- ..."Когда будут проходить
концерты "Король и Шут" в Киеве?" - Где-то 26
мая или около того. Будет какой-то фестиваль на открытой площадке в центре
города. По предварительной информации, нас туда звали.
- А вообще, в ближайшее время, где планируете
выступать? - Сейчас у нас тур по Белоруси.
Далее, на апрель планируется Липецк, Старый Оскол, может быть Нижний
Новгород, Смоленск. Но точного расписания еще нет - это надо смотреть у
нас на сайте.
-
..."Здравствуйте! Я - офицер ВС РФ. У меня вопрос по-поводу панк-рока. В
настоящее время я знаю несколько панк-групп, таких как "Ногу Свело",
"Гражданская Оборона", "Красная плесень", "Тараканы", "Сектор Газа", и,
собственно, "Король и Шут" (слышал все альбомы до "Герои и
Злодеи" включительно, и, кстати, это мой любимый коллектив). Я так и
не смог понять, чем же все-таки характеризуется панк-рок, его особенности,
схожести, и, если можно, классификацию. Буду очень рад, если вы мне
ответите"... - Ну, по классификации панк-рока
существует очень много мнений. Если исходить из вышеназванных групп, то: К
примеру, "Гражданскую Оборону" весь забавно рассматривать, как панк-рок в
музыкальном смысле. Музыки там, как таковой, разумеется, нет. Эта группа
несколько другого направления. "Ногу Свело" к панк-року уже никакого
отношения не имеет. У них есть несколько гитарных песен панковского
характера, но, в принципе, эта группа также другого музыкального плана.
"Сектор Газа" хорошо перерабатывает множество песен, но опять-таки это не
совсем панк-рок. Вот "Тараканы" - это да, действительно панк, причем
чистейший.
- Чем же тогда
вообще характеризуется панк-рок? - Прежде
всего, энергетикой, подачей. И мелодикой...
- Вокал, видимо, должен быть какой-то
определенный? - Да не скажи... Вот, например,
есть группа The Exploited - с очень мощным, "злым" вокалом. А есть группа:
даже не знаю: ну, Bad Religion, допустим. Очень технично играют, раскладки
голосовые - дай Бог каждому, просто шикарно поют. И это - тоже панк-рок.
Toy Dolls, допустим, по гитарной технике - просто сногсшибательная группа!
Гитарист может такие вещи творить! Их всего трое, и все - "технари"
высочайшего класса. То есть, если говорить о панк-роке, как о музыке
техничной, то - да, это может быть техничная музыка. Существует очень
много разных направлений, и "Король и Шут" не придерживается какого-то
одного...
- Что можешь пожелать
всем гитаристам, читателям нашего сайта и другим?
- Хочу пожелать всем иметь хорошую гитару и больше хороших
приборов, и чтобы денег на все это хватало. Ведь это очень большое
удовольствие - играть на хорошем аппарате. Я хочу, чтобы у нас в стране у
каждого была такая возможность...