"Король и Шут": герои сегодняшних дней.
Два постулата от "МГ":
питерская группа "Король и Шут" своим выступлением в минском клубе
"Резервация" произвела неизгладимое впечатление на белорусских любителей
рок-музыки - раз; "Король и Шут" совершили революцию в русском роке -
два...
То было не просто выступление, то - не просто
революция. Минские фэны любят панк-рок, а местная команда "Нейро дюбель"
возведена ими в статус культовой. Но вот то, что есть русскоязычный
панк-рок совсем другого разлива, совсем иного подхода в текстовом и
сценическом его воплощении, до недавнего времени они не знали. "Король и
Шут" открыли им глаза на панк-рок сверхкачественный, умный, на панк-рок
как на экстремальный театр, в котором зритель волей-неволей сам становится
действующим лицом музыкального спектакля... "Король и Шут" показали всему
русскому року, что существуют иные формы донесения до слушателя тех
главных слов, которые до того укладывались в нехитрую схему
социально-воспитательных куплетов и запевов. Они предъявили свой счет тем,
кто считал, что экстремальный жанр рок-музыки не может внести ничего
позитивного в общую копилку русского рока. Они настолько отличаются от
всех остальных, что, боюсь, последователей у группы найдется немного:
кишка тонка. И быть тогда революции камерной, свершенной в отдельно взятой
стране, в отдельно взятом городе. Жаль, под этой революцией я бы
подписался.
Михаил "Горшок" Горшенев (Г.); Андрей "Князь"
Князев (К.); Яков Цвиркунов (Ц.); Александр "Балу" Балунов (Б.); Александр
"Поручик" Щиголев; Дмитрий Журавлев (Ж.).
- Кем вы себя ощущаете: супергруппой, лучшей
молодой группой России или...?
Ц. - Супергруппа
- это группа, состоящая из известных музыкантов, ранее игравших в
коллективах с громкими названиями. Лучшими нас иногда называют в Питере,
но не думаю, что точно так же о "Короле и Шуте" говорят в Минске или в
Москве, хотя в Москве группа популярна. Очень или не очень, но популярна.
Ж. - О популярности группы можно судить в том числе и по
посещаемости ее концертов. В начале прошлого года мы собирали на своих
концертах в Питере 300 человек, в конце года была уже тысяча, причем никто
особо не напрягался и при минимуме рекламы.
- То есть пример "Сплина", директор которого
Александр Пономарев делает сегодня упор именно на большие залы, оказался
для вас заразителен?
Ц. - У них другая тусовка,
"Сплин" не то, чтобы играет музыку попроще, чем мы, но это совершенно
другая музыка, более массовая. Мы же играем экстремальную музыку, а людей
на концерты собираем примерно столько же, и это о чем-то говорит, это
показатель совершенно другого уровня.
Г. - "Tequilajazzz"
соберет максимум сто пятьдесят человек, а "Король и Шут" сегодня
овладевают массами.
Б. - В маленьких залах плохой звук,
поэтому мы играем на больших площадках.
Ц. - Да и на
маленькие нас теперь меньше приглашают.
- Года полтора назад одно из питерских изданий
обвинило вас в пропаганде фашизма...
Ц. -
Обвинило - это громко сказано. Ситуация там была такая: написали, что на
наших концертах постоянно кому-то бьют морду, что выступления "Короля и
Шута" - мероприятия опасные.
Ж. - Скинхэды постоянно
ходили на концерты, а это не наша публика.
Ц. - В наших
песнях политики нет, мы вообще не проповедуем какую бы то ни было рознь.
Г. - Человек при сильном желании может увидеть в наших
песнях национализм. В них свой эпос - русский, английский, скандинавский.
Ц. - Культура совершенно разных народов.
Г. - И естественно, что в них заложен некий национализм.
Понимаешь, о чем я говорю?
Ж. - Может, оттого, что в
песнях звучит русская тема, некоторые вешают на нас такой ярлык.
- У вас нормальные отношения с
мэтрами русского рока?
Б. - С Шевчуком
нормальные, с Кинчевым.
Ж. - Они во многих своих интервью
говорят, что вот, мол, одна из групп, на которую следует обратить особое
внимание.
Б. - Их можно уважать как людей. Того же Кинчева
уважать, но не обязательно слушать то, что он сейчас делает, не
обязательно играть ту же музыку.
- Как вам, кстати, последний альбом "Алисы"
"Дурень"?
Б. - Мы, к сожалению, еще не
прослушали его.
Г. - Я уже с двадцати лет их не слушаю.
Ц. - "Алиса" как "Алиса". Ничего нового они не запишут.
Г. - "Шестой лесничий" я послушал, а больше не слушаю. Я
знаю, что у них вроде бы все путем, все нормально.
Ц. - У
них есть свой слушатель, для которого они работают. Люди довольны, ждут
следующего альбома, на концерты ходят.
Г. - Многие
"алисоманы" благодаря нашей музыке уже не "алисоманы"...
- Лидер питерской сайкобилли-группы
"Meantraitors" Стас Богорад некогда говорил, что старики зажимают
молодежь...
Ц. - Бред полный. Кто Богорада
зажимает? Шевчук? Зачем ему это надо?
Ж. - "Meantraitors"
поет по-английски, а в России надо петь по-русски.
Б. -
Даже если бы не было "Алисы", то Богораду все равно было бы сложно с
английскими текстами пробиться к русскому слушателю. На Западе - может
быть.
Г. - Да кому они на Западе... Хотя в Берлине у них
все нормально.
Ж. - Еще вот... Как их зажимают, если они
были единственной англоязычной группой, которая играла на прошлогоднем
"дэдэтэшном" фестивале, несмотря на то, что у "дэдэтэшников"
принципиальная позиция: чтобы на фестивале выступали команды, поющие
только по-русски? Для "Meantraitors" сделали исключение, в этом году тоже
для кого-нибудь сделают.
Г. - Когда я был маленький, то
слушал "Meantraitors". У них все было чинно. Это сейчас у Богорада
какая-то фигня получается, пропал к музыке интерес.
- А если "Король и Шут" вдруг запоют
по-английски, то музыкой сможете удержать у себя фэнов?
Г. - Это будет не "Король и Шут". С текстом связана наша
энергетика, а так все нарушится.
Ц. - Получится закос под
какую-то западную музыку.
Г. - Как у "Четырех Тараканов".
Ц. - Не нужно говорить про "Тараканов".
Г.
- Нет, ну будут говорить - "питерские "Ramones". Зачем это надо?
Ц. - Про "Четырех Тараканов" только не упоминай.
Г. - Основа у нас по-любому американская, английская, как
старая музыка, как гаражный панк-рок. Если ты понимаешь... А то я говорю,
а для тебя, может, это все х..ня (смеется, - О'К). Главное для нас - душу
человека задеть, душу!
- Тексты
для группы пишет Князь, а хочется, чтобы пели твои слова?
Г. - Зачем?
-
На заре возникновения "Короля и Шута" так ведь было...
Г. - Я даже не хочу думать о том времени, это было
дурацкое время. Настоящий "Король и Шут" появился с текстами Князя, и
музыка сразу стала другой, более проникновенной. Мы работаем как одно
целое, параллельно-сообща: вот он написал тексты - и уже музыка есть.
- Какое мышление должно быть у
человека, чтобы написать ТАКИЕ тексты?!
К. - Я
сам-то своему мышлению характеристику дать не могу...
Г. -
Ты Гоголя читал? Какое там мышление? А читал русский, финский,
скандинавский эпос, эпос всего мира? Вот это - одна из основных идей
"Короля и Шута". У меня была мечта, чтобы вот так сочинять. И не
получилось... А Князь просто умеет писать рассказами, эпосами. Понимаешь,
да? В песню поместить рассказ...
- Я абсолютно уверен в том, что "Король и Шут" -
явление уникальное на российской рок-сцене. В обычные рамки песни -
куплет, припев - вы умудряетесь вместить целую историю, целый многотомный
роман! И я не понимаю, как это можно сделать! Князь, может, все-таки
попробуешь это объяснить?
К. - Я просто сказки
люблю писать. Сижу, придумываю: как она начинается, как будет развиваться
сюжет, чем она закончится. Люблю, чтобы сказка заканчивалась пожестче.
Г. - Ты неправильно отвечаешь! Скажи: включаю воображение,
фантазию (общий смех, - О'К)... Сейчас Князь написал программу, где вся
музыка и стихи его. Она не такая экстремальная, не хардкоровая, не
панк-роковая. Там скрипки есть... И тексты там не злые, и если кто их
правильно поймет... Они как бы про любовь, но с долей издевки, как прикол.
Это будет наш третий альбом.
-
Что-то вроде мюзикла?
Г. - Так идеей создания
"Короля и Шута" был театр! Мы всегда стремимся к созданию некоего образа
во время выступления. А нас обвиняют в том, что в песнях и на сцене мы
выглядим как какие-то убийцы, как чокнутые. "Exploited" на концертах матом
ругался: "Fuck off, fuck off". По-английски это типа не мат. Мы говорим:
"Нам тоже можно?"... А про мюзикл... Это не мюзикл, как ты говоришь,
"мюзикл" - дурацкое слово, поганое слово, оно претит всему!
- Князь, что тебе нравится - не
нравится в текстах наших групп?
К. - В том-то и
дело, что меня тексты на самом деле обламывают, потому что они примитивны
и в основном строятся по принципу "я вот тут тусуюсь, положил ноги на
стол, курю сигарету". Это если в лоб. А еще описывают то же самое, но в
символах, какими-то заумными словами, собирают все в красивые
словосочетания, которые фаны потом ходят и выкрикивают.
Г.
- Или дебилизм социальный... Я большой противник текстов нашей советской
рок-культуры. И Князь поддал им всем, этим символистам от нашей
рок-музыки, за что на нас некоторые ополчились.
К. - А мы
хотели все упростить, чтобы это было проще для восприятия, но в то же
время и чтобы все выглядело, как история, как картинка.
Г.
- Но это далеко не упростить, Князь. Я парился, парился, но никак не мог
вместить рассказ в припев и куплет: чтобы это была и песня, и одновременно
текст можно было бы читать.
К. - Еще хотелось чего-нибудь
мистического.
Г. - И все равно эта мистика кончается
шуткой, черный юмор такой.
-
Публика "Короля и Шута" умная или тусовочно-рок-н-ролльная?
Г. - Наш зритель начинается с маленьких детей, для которых
"Король и Шут" - это сказка. Потом, естественно, панки, скины попадаются,
металлисты нас любят, особенно в Москве. И заканчивается все бабушками и
дедушками, внукам которых нравится наша музыка. Такая цепочка
выстраивается.
- Музыку
послушать чужую время остается?
Г. - Люблю
"Beatles". Очень нравится музыка 70-х годов, а начиная с 75-го - это
панк-рок, новая волна, панк второй волны, третьей, хардкор, "Depeche
Mode", "Cure". Не очень люблю хэви-метал и все, что к нему привело и из
него исходит: хард-рок и прочие разновидности. Но сейчас все равно все
стекается в один хардкор, даже те же самые "Slayer". Из наших слушал
"Алису" когда-то, "Кино".
-
Вопрос про "короля" и "шута" можно (деликатно тушуюсь, -
О'К)?..
Г. (громко вздыхает, - О'К) - У нас нет
разделения - кто "король", кто "шут". Это как в театре, понимаешь? Сейчас
я "король", а Князь "шут", завтра Поручик "король". "Король и Шут" - очень
старая, древняя книга. Подуть на нее - пыль слетела, паутина. Открываешь,
читаешь - и в ней далеко все не современное, а старое, мертвое, давно
умершее. Вот оно воскресает, становится "живой" музыкой. В такой книге
все: и викинги, и Египет, и светлое, и темное, и резкое. Триллеры. Есть у
нас песни-триллеры, мы их так называем, но не так много - три-четыре. Они
такие страшные, маньячные, про ненормальных людей. А остальное все -
эпосы.
- Фильмы Тарантино
любите?
Г. - Да, мне нравятся, хорошо очень
поставлены, но в конце концов - зае..ют. Ну не то чтобы зае..ют... Да, мне
нравятся.
- Кроме музыки на
что-нибудь еще время остается? На телевизор, например?
Г. - Телевизор... Веселимся (смеется, - О'К). Любим
рассказывать друг другу романы, истории.
Ж. - Личной жизни
у нас мало.
Г. - Музыка не является основным... Нет, она,
конечно, основное... Как сказать... Она - в совокупности с тем, что мы
делаем вне ее.
- Так как
веселитесь, с бутылочкой?
Г. - Дурачимся,
играем. С бутылочкой, без.
-
Мне кажется, для питерских музыкантов пиво является напитком большим, чем
пиво...
Г. - Не для всех. Для нас, пожалуй,
нет.
К. - Это стало стереотипом, что музыканты сидят за
столом с пивными кружками.
Г. - На данный момент мы
стараемся меньше пить пива, потому что нам оно вредит: бывает, что не
можем себя контролировать и происходят небольшие казусы. Мы снижаем свои
пивные порции... А это тебе нужно на самом деле, про пиво?...
Заработок|О
сайте|История создания КиШ|Тексты песен|Пресса
|Фотки|Ссылки|Написать мне